Слияние компаний Cramo и Ramirent на территории России создало беспрецедентного по ассортименту техники и качеству услуг игрока арендного рынка. С 1 января 2014 года у российской арендной отрасли официально появится новый лидер. Генеральный директор компании FORTRENT Григорий Гриф рассказал B2B-RENT о том, почему российский рынок аренды спецтехники развивается медленнее европейского, и как новая компания FORTRENT будет укреплять свои позиции лидера рынка.
И Cramo, и Ramirent были раскрученными на российском арендном рынке брендами. Не потеряет ли новая компания FORTRENT позиции из-за новой «вывески»? Не совсем справедливо сравнивать FORTRENT с компаниям Cramo и Ramirent, потому что это — продолжение деятельности, просто под новым именем. И от нас зависит, насколько быстро мы сумеем доказать рынку, что в общем-то существенных изменений в деятельности FORTRENT по сравнению с работой Cramo и Ramirent не произошло. Да, компании объединились, да, появилось новое имя, но от старых компаний FORTRENT достались самые сильные черты, многолетние традиции. Ramirent работает в России уже 25 лет, Cramo — порядка 22 лет. И все самые сильные стороны этих компаний объединились под новым брендом.
Постоянным и новым клиентам арендных компаний в течение последних месяцев, когда бренд FORTRENT уже начал активно позиционироваться на российском рынке, приходилось объяснять, что это те же Cramo и Ramirent, только под новым именем?
На самом деле, пока переход к новому бренду для наших арендаторов незаметен: юридически компании продолжают работать под старыми именами. Мы пока не сменили ни в одной, ни в другой компании официальное название. Это произойдет только к концу текущего года. Наша задача — к 1 января 2014 года начать работать уже под новым именем. До этого момента наши клиенты во всех официальных бумагах, договорах продолжают видеть названия «Ramirent» и «Cramo». Это связано с российским законодательством — быстро компании не объединить и не переименовать. Но нам это на руку, потому что во время этого переходного периода и происходит привыкание наших клиентов к новому логотипу, который уже появился на машинах, на наших сервисных центрах и т.д. И этот процесс сейчас в самом разгаре.
Будет ли FORTRENT развивать новые направления аренды или останется в нишах, которые занимали Ramirent и Cramo?
Cramo и Ramirent будут работать в тех же нишах, в которых и работали. На территории России только Cramo и Ramirent представляли, что называется, general rental company — полный спектр оборудования.
Больше таких компаний на территории РФ не было. Поэтому если мы будем придерживаться того же самого формата, наш бизнес будет успешным. Но, конечно, у компаний были особенности: Ramirent плотно работал с так называемой тяжелой техникой — это катки, экскаваторы, все типы погрузчиков; компания Cramo больше была сосредоточена на работе с легким оборудованием, ручным инструментом, у Cramo был очень развит сегмент бытовых модулей — «бытовки», офисные здания, временные помещения, как их еще называют. От обеих компаний мы берем самые сильные направления, объединяем и получаем в результате более широкий спектр предлагаемой техники и услуг.
На сегодняшний день в наш спектр оборудования не входят башенные краны, и мы не собираемся ими заниматься; в наш спектр оборудования не входит тяжелая техника более 24-25 тонн, потому что основной наш клиент — это клиент, которого интересует аренда строительной техники без оператора, в так называемую «холодную аренду».
На тяжелую технику (свыше 24 тонн), мы считаем, что оператор все-таки нужен. Мы не будем менять данное направление нашей работы, будем продолжать заниматься «холодной арендой». А в остальном — весь спектр оборудования, который и раньше был в нашем каталоге, останется в новой компании.
Компании FORTRENT от Ramirent и Cramo досталось «богатое приданое» — обширный парк техники хорошего качества. Как планируется пополнять арендный парк, развивать его количественно и качественно?
В 2013 году примерный объем инвестиций в обновление парка техники FORTRENT составит порядка 20 млн. евро — это существенное увеличение нашего парка. Основные инвестиции будут направлены пропорционально на все основные группы: аренда подъемников, бытовки, тяжелой техники (катки, экскаваторы, компрессоры), а также легкий инструмент — все группы оборудования пополнились новинками.
Об объеме инвестиций в парк техники в 2014 году говорить пока рано, поскольку сейчас мы находимся в стадии формирования бюджета на будущий год, он должен быть утвержден нашим советом директоров. Но можно предполагать, что объем инвестиций будет не меньшим, чем в этом году.
Будет ли компания FORTRENT расширять доставшуюся по наследству от Ramirent и Cramo филиальную сеть на территории России?
От Cramo и Ramirent нам действительно досталась широкая филиальная сеть: мы хорошо представлены в Северо-Западном регионе, в Санкт-Петербурге; в Центральном федеральном округе — Москва, Калуга, Рязань, Ярославль; у нас есть депо или так называемый customer center в Южном регионе, в Ростове-на-Дону и в Сочи; также есть депо в Екатеринбурге. На 2014 год, помимо тех регионов, которые мы будем продолжать развивать (то, что мы называем нашими «старыми регионами»), присоединится Уральский.Будем очень активно действовать в этом направлении — Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, возможно, Сургут. Мы будем активно работать в Южном Федеральном Округе — продолжать свою деятельность в Сочи, на олимпийских объектах, в Ростове-на-Дону, в Краснодаре и Поволжье — это еще один регион, который нам будет интересен в ближайшем будущем.
Мы предпочитаем не ставить конкретных задач, открыть какое-то определенное количество филиалов — это будет зависеть от рынка, от состояния макроэкономики России. Мы будем ориентироваться на потребности наших клиентов. Развитие филиальной сети будет зависеть от того, как будет складываться коньюнктура рынка. Как будет формироваться ценовая политика FORTRENT?
В нашем бизнесе цены определяются рынком. Мы считаем, что на сегодняшний день цены на аренду строительной техники у компании FORTRENT рыночные. Какие-то группы оборудования у нас дороже, чем у наших конкурентов, какие-то — дешевле, но все зависит, опять же, от состояния рынка — от спроса и от предложений участников рынка. Конечно, мы стараемся не «ронять» цены — мы считаем, что цены FORTRENT соответствуют качеству предлагаемых нами услуг. Никаких особых изменений арендных ставок мы пока не планируем. Это зависит и от того, с кем мы работаем, где мы работаем, в каких регионах., Я вполне могу предположить, что в каких-то регионах мы будем устанавливать специальный уровень цен.
Привилегии постоянных клиентов, которые сотрудничали с Cramo или Ramirent, перейдут в новую компанию? Став клиентами FORTRENT, они смогут рассчитывать на некий «индивидуальный подход»?
Конечно. Мы очень дорожим нашими клиентами, мы обязаны им своим успехом. Поэтому действительно есть ряд клиентов, с которыми мы работаем уже не одно десятилетие. И для них существуют и специальные условия по отсрочкам платежей, и определенные системы скидок — как накопительные, так и текущие. Для них мы готовы идти на какие-то особые условия: к примеру, несмотря на то, что мы стараемся не предоставлять тяжелую и подъемную технику в аренду с оператором, для клиентов, которые с нами работают давно и очень нас об этом просят, мы готовы сделать исключение и помогаем им полным спектром услуг — от проектирования до поддержки строительного процесса.
Какие российские арендные компании на сегодняшний день могут считаться конкурентами FORTRENT?
Рынок аренды в России, к сожалению, пока еще не так развит, как в европейских странах. На российском рынке всего несколько крупных игроков, два из них — это как раз были Cramo и Ramirent, и сейчас FORTRENT — это, по сути, единственная компания, предлагающая полный спектр арендной техники.
Основные наши конкуренты — это, конечно, специализированные компании. Например, в сегменте аренды мобильной техники это компания «ТехСтройКонтракт», но они работают на условиях горячей аренды, сдают технику с оператором. Поэтому, с одной стороны, они наши конкуренты, с другой — они работают немного иначе. По гидравлическим подъемникам с нами параллельно работает финская компания Pekkaniska, обладающая большим парком подъемной техники. В направлении аренда модульных зданий, бытовок конкурентами можно назвать компанию Algeco, по генераторам — Aggreko. Но компаний, которые серьезно представлены на российском рынке, можно перечислить по пальцам, таких игроков арендной отрасли всего порядка пятнадцати-двадцати.
То есть для жесткой конкурентной борьбы между арендными компаниями рынок в России еще недостаточно насыщен?
К сожалению, это так. Нам бы очень хотелось, чтобы конкуренция была более насыщенной, так как, по нашему мнению, конкуренция помогает развитию рынка и нашего бизнеса. Процесс идет в правильном направлении, но, увы, не так быстро, как хотелось бы.
А что, на ваш взгляд, мешает процессу ускориться? Казалось бы, в разных регионах России много крупных проектов, требующих привлечения разнообразной строительной техники на конечный период времени. Почему же услуга аренды спецтехники развивается так не быстро?
Есть несколько факторов, которые сдерживают развитие арендного бизнеса. Кто-то говорит о менталитете российских строителей, которые за многие годы привыкли надеяться только на себя и всегда старались создать парк спецтехники с максимальным разнообразием. Кто-то ссылается на уже достаточно насыщенный рынок строительной техники — опять же частично благодаря «запасливости» строительных компаний. Когда ситуация позволяла, особенно в начале 2000-х годов, российские компании создали действительно современные парки техники всех типов и видов. К сожалению, некоторая нестабильность, которая началась в 2009 году, также не позволяет активно развивать рынок аренды строительной техники, поскольку это инвестиционноемкий бизнес и требует больших финансовых вложений, чтобы существовать на бескрайнем российском рынке.
По вашим прогнозам, когда российский арендный рынок приблизится к европейскому?
Этот процесс идет постоянно, и идет в правильном направлении. Если сравнивать середину 1990-х, когда мы только начинали свою деятельность, и то, где мы находимся сейчас, — прогресс огромен, очевиден, заметен невооруженным глазом. Сказать, когда мы достигнем какого-то среднеевропейского уровня, тяжело, поскольку в Европе уровень развития услуги аренды спецтехники очень разный: в Англии, Финляндии, Швеции он достигает максимума, а в Германии он достаточно низок. Опять же, Россия — настолько большая страна, что в разных регионах этот рынок представлен в разных пропорциях. Например, в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе арендный рынок уже приближается к европейским показателям. В Москве он немного отстает — Москва всегда была склонна к созданию собственного парка строительной техники. В провинции, за Уралом этому рынку еще расти и расти.
И Ramirent, и Cramo достаточно активно участвовали в event-проектах, арт-проектах, поддерживали спортивные события. Какую позицию займет FORTRENT в этом сегменте?
Действительно, за последние 10-15 лет и Cramo, и Ramirent становились техническими партнерами многих мероприятий: это праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, концерты на Дворцовой площади, всевозможные концерты и фестивали в Москве и Московской области, такие как «НАШЕствие», фестивали песчаных скульптур, фестивали граффити и т.д. Оборудование, которое мы предоставляем в аренду для мероприятий, — это и сценические конструкции, и ограждения, и генераторы, и всевозможные типы подъемников (телескопические, мачтовые, ножничные подъемники), в зимнее время обогреватели и т.д. Конечно, мы и впредь постараемся обеспечивать наших клиентов в области организации мероприятий необходимой им техникой и оборудованием.
Насколько активно учредители участвуют в развитии компании FORTRENT? Что превалирует — многолетний опыт скандинавских арендных компаний или видение рынка российскими управленцами?
У нас очень стандартная схема управления FORTRENT: есть Совет директоров, в который входят представители с обеих сторон — Cramo и Ramirent; есть председатель Совета директоров — Антон Артемьев. Есть генеральный директор компании, который отчитывается перед Советом директоров и перед ежегодным собранием акционеров. Но есть такое мнение, что арендный бизнес — это очень «местный» бизнес, локальный. И лучше всего его специфику знают менеджеры на местах — это менеджеры customer center, менеджеры депо. Никто лучше не скажет, что нужно клиенту и что в данный момент требуется рынку. Но, в то же время, FORTRENT, конечно, будет использовать опыт Cramo и Ramirent, потому что этот многолетний опыт был апробирован не только в России, но и в 13-14 европейских странах. Поэтому местный менеджмент будет применять наилучший опыт со стороны обоих учредителей.
Обычно от детей ожидают, что они превзойдут своих родителей, будут лучше, успешнее, счастливее. FORTRENT планирует превзойти своих «родителей» — Cramo и Ramirent?
Нам тяжело будет обогнать в короткие сроки наших учредителей — Cramo и Ramirent — по объемам, потому что эти арендные компании входят в тройку крупнейших европейских компаний. Их суммарный годовой оборот превышает миллиард евро: в 2012 году суммарный оборот Cramo и Ramirent был порядка 1,3 млрд. евро. Наш суммарный оборот за 2012 год был всего лишь 53 млн. евро. Так что по общему обороту FORTRENT будет тяжело превзойти своих учредителей в ближайшие 2-3 года. Но по темпам роста, я думаю, FORTRENT сумеет их опередить.
Справка:
Григорий Гриф является генеральным директором компании с первого дня ее основания — марта 2013 года. В его компетенцию входит осуществление общего оперативного руководства FORTRENT и разработка стратегии ее деятельности на рынках России и Украины.
В 1988 году Григорий Гриф окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «Подъемно-транспортные и строительные машины». Свою карьеру начал в 1993 году в шведской компании по производству дорожной техники Dynapac, где руководил сервисной службой на территории России и СНГ. В 1998 Григорий Гриф занял должность генерального директора компании «ЭнСиСи Индустри», дочерней структуры шведского концерна NCC. В период с 2003 по 2004 годы он возглавлял компанию «Алтима», которая в 2004 году вошла в состав российской группы компаний «Рамирент», представляющей интересы скандинавского концерна Ramirent.
Начиная с 2004 года являлся генеральным директором компании ООО «Рамирент Машинери», а в 2010 году возглавил ООО «УК Рамирент Рус» — управляющую компанию российского арендного холдинга. После решения концернов Cramo и Ramirent создать совместную компанию FORTRENT руководить ею было предложено Григорию Грифу как опытному и эффективному менеджеру, хорошо знающему рынок аренды строительной техники.
Центральный офис ООО «Фортрент», Ленинградская обл., дер. Заневка, д. 48, корпус 1