Цены на аренду строительной техники в начале 2015 года растут, количество договоров уменьшается, однако пока все в рамках сезонности.
Рынок аренды строительной спецтехники падает вслед за снижением объемов строительного рынка. Пока заметного сокращения количества договоров нет, но анализировать ситуацию в отрасли рано — ждать нужно летних месяцев, они более показательны. Главной проблемой рынка по—прежнему остается его нецивилизованность и большое количество демпингующих частников.
«Срез давать рано, но в рамках сезонности все достаточно стабильно. Пока что работаем в прежнем режиме, но что будет летом — неизвестно», — говорит коммерческий представитель Zeppelin Rental Russland в Северо—Западном регионе Александр Лека.
Участники рынка говорят: то, что сейчас происходит, — нормальная для этих месяцев ситуация. С апреля количество заказов традиционно возрастает, как и конкуренция. «Объемы работ упали, а риски платежей возросли. Добавьте к этому сверхконкуренцию на петербургском рынке. Больше всего подорожали запчасти для техники. Топливо и масло подорожало в меньшей степени. Думаю, эта тенденция в течение года сохранится. Особенно сложно будет с платежами и выплатами по аренде», — говорит Андрей Богданов, руководитель коммерческого отдела «Лентрансстрой». На текущий ремонт, говорят эксперты, тратится 20 — 30% выручки — в условиях сокращения бюджетов рост цен на детали будет ощутимым для рынка.
На рынке, по разным оценкам, работают от 1,2 тыс. до 4 тыс. компаний. «Чаще это небольшие компании, крупных игроков не много. Здесь все спонтанно — рынок Петербурга не очень сформирован», — объясняет Ирина Капрова, менеджер по логистике транспортного отдела «Стройконтакт». По словам Юлии Фроловой, представителя компании «Ваша спецтехника», в Петебурге около 100 заметных компаний, предоставляющих аренду, одна из самых заметных — «Возрождение».
«Проблема российского рынка в том, что он не является цивилизованным. Слишком много частников. Также много строителей, которые дают свою технику в аренду. Из—за этого рынок страдает: естественно, у таких арендодателей технику в аренду взять дешевле, и они более гибкие, идут на постоплатные цены», — говорит Александр Лека. В ГК «Северные машины» прогнозируют, что рынок в этом году сократится на треть. «Через пару лет на рынке должны остаться только сильные игроки, те, у кого есть свой парк спецтехники. А таких не так уж много, около 20 компаний. Все остальные выступают в роли диспетчеров без своего собственного парка», — уточняет коммерческий директор ГК Алена Николаева.
Чаще всего и больше всего берут в аренду грузоподъемную технику: эскаваторы и автокраны. Погрузчики и землеройная техника по популярности на втором месте. Средний срок аренды спецтехники — от недели до месяца. Все, что требуется на длительные сроки, выгоднее покупать, например, в лизинг. «Импортная техника более популярна. Сейчас на рынке можно встретить Японию и Корею, марки Komatsu и Hyundai», — говорит Юлия Фролова. С ней согласен Андрей Богданов, который в топ—3 добавляет еще и Hitachi. Алена Николаева среди популярных марок называет Caterpillar, Volvo (Бельгия), JCB. Другие упоминают Terex, John Deere (США).
«С отечественной техникой не понятно, что происходит. Вроде бы ее производят, но где она — неясно», — говорит Эдуард Нирошенков, коммерческий директор Greenzona. Специалист по аренде спецтехники «ПрофМастер» Ольга Васильева, наоборот, отмечает на опыте своей компании большой спрос на отечественную спецтехнику — но оговаривается, что это вряд ли релевантная картина для всего рынка.
По оценке специалистов FORTRENT, объем рынка по направлению аренда строительной техники и оборудования Северо—Западного федерального округа составил в 2014 году 8 — 8,3 млрд рублей. В 2015 году его объем, скорее всего, сократится, но незначительно. «В то время как рынок продажи техники может сократиться на 40 — 50%, рынок аренды ожидает более оптимистическое будущее, по нашим прогнозам, спад не превысит 10 — 15%», — отметили в компании.
Центральный офис ООО «Фортрент», Ленинградская обл., дер. Заневка, д. 48, корпус 1